Администрация Мартыновского района Ростовской области
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
27.08.2018 № 1164
сл. Большая Мартыновка |
Об обучении членов участковых избирательных комиссий Мартыновского района
С целью обучения и отработки вопросов по действиям членов участковых избирательных комиссий Мартыновского района в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, террористических акций
постановляю:
- Провести тренировку с органами управления, силами и средствами районного звена областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РЗ ОП РСЧС), председателями, секретарями участковых избирательных комиссий (УИК) по темам:
- Действия сотрудников УИК, органов управления, сил и средств РЗ ОП РСЧС в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
— Дата и время проведения: 29.08. 2018 года с 09-00 час до 10-00 час.
-Место проведения: Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение Дополнительного Образования Центр Дополнительного Образования Детей Мартыновского района сл. Б. Мартыновка.
- Считать за основу следующие учебные цели:
2.1. Обучение персонала умению определять исходное событие. Проверка готовности персонала к эвакуации и проведению работ по тушению пожара и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, террористической акции;
2.2. Поддержание на современном уровне профессиональной и психофизиологической подготовленности персонала, необходимой для осуществления успешных действий по устранению нарушений в работе, связанных с пожарами, чрезвычайными ситуациями, террористическими акциями, а также по эвакуации людей, предотвращению развития пожара, его локализации и ликвидации;
2.3. Обучение навыкам и действиям по своевременному предотвращению возможных аварий и повреждений оборудования, являющихся следствием воздействия опасных факторов пожара и чрезвычайных ситуаций, обучение правилам оказания доврачебной помощи пострадавшим на пожаре и при чрезвычайных ситуациях;
2.4. Обучение порядку и правилам взаимодействия персонала объекта с пожарно-спасательными подразделениями и медицинским персоналом, правоохранительными органами;
2.5. Выработка у персонала навыков и способности самостоятельно, быстро и безошибочно ориентироваться в ситуации при возникновении угрозы пожара и чрезвычайных или самого пожара, террористической акции, определять решающее направление действий и принимать правильные меры по предупреждению или ликвидации пожара.
2.6. Отработка организации немедленного вызова подразделений противопожарной службы и последующих действий при срабатывании установок автоматической противопожарной защиты, обнаружении задымления или пожара;
2.7. Обучение приемам и способам спасения и эвакуации людей и материальных ценностей;
2.8. Проверка результатов обучения персонала по вопросам пожарной безопасности;
2.9. Проверка знаний персоналом инструкций, применяемых в пожароопасных ситуациях. Практическая отработка рациональных приемов и методов использования имеющегося снаряжения, первичных средств пожаротушения;
2.10. Проверка правильности понимания персоналом своих действий, осуществляемых в условиях пожара;
2.11. Проверка знаний персоналом мест расположения первичных средств пожаротушения, систем пожарной сигнализации, способов введения их в действие.
- На тренировку привлечь:
— МБУ «Управление ГОЧС Мартыновского района Ростовской области»;
— аварийно-спасательные службы района: ФГКУ «1 ОФПС по РО» 60 ПСЧ
(Шевченко А.С.), ГКУ РО «ППС РО» ПЧ-228 (Липатов А.Н.);
— МБУЗ «Центральная районная больница» Мартыновского района (Цугранис Н.Г.);
— МБУ «Управление ГОЧС Мартыновского района Ростовской области» (Бондаренко Н.В.), (Гончаров Д.М..);
— Отдел МВД России по Мартыновскому району (Распопов А.В.);
— МУП «Мартыновское АТП- школьный маршрут» (Лопатиев Н.В.);
— Филиал ОАО «Донэнерго» Волгодонских межрайонных электрических сетей (ВМЭС) Мартыновский участок электрических сетей (МУЭС) (Лиходько А.А);
— МУП КХ «Зеленолугское» (Павлов С.Е.);
— Филиал ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» в г. Семикаракорске Мартыновский районный газовый участок (Ясковец А.В.);
— Единую дежурно-диспетчерскую службу МБУ «Управление ГОЧС Мартыновского района Ростовской области»;
— специалистов ГОЧС администраций сельских поселений;
— Председателей и секретарей участковых избирательных комиссий.
- МБУ «Управление ГОЧС Мартыновского района Ростовской области» совместно с Территориальной избирательной комиссией в ходе подготовки к проведению тренировки отработать следующие мероприятия:
— провести анализ наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций на избирательных участках района;
— уточнить безопасные места размещения, маршруты эвакуации участковых избирательных комиссий;
— определить состав привлекаемых сил и средств;
— уточнить существующие Планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера;
— выполнить задачи в соответствии с вводными на тренировке.
- В ходе проведения тренировки:
5.1. Отработать действия сотрудников участковых избирательных комиссий и пожарной охраны по выполнению мероприятий при возникновении ситуаций, создающих угрозу жизни населения (пожар, задымление)- ответственный за мероприятие И.о. начальника Мартыновского пожарно-спасательного гарнизона Шевченко А.С. (по согласованию);
5.2. Отработать алгоритм действия членов УИК при обнаружении бесхозного предмета, возгорания в помещении для голосования, пользования первичными средствами пожаротушения — ответственный за мероприятие Директора МБУ «Управление ГОЧС Мартыновского района Ростовской области» Морской С.И.;
5.3. Отработать вопросы оказания первой помощи пострадавшему при пожаре (теракте) на манекене — ответственный за мероприятие главный врач МБУЗ «ЦРБ» Мартыновского района Цугранис Н.Г.
- Утвердить Рекомендации о порядке действий членов участковой избирательной комиссии Мартыновского района в случае возникновения нештатной ситуации при проведении выборов депутатов законодательного собрания Ростовской области 09.09.2018 года на территории Мартыновского района (Приложение).
- Рекомендовать председателям участковых избирательных комиссий ознакомить под роспись членов участковых избирательных комиссий с рекомендациями о порядке действий членов участковой избирательной комиссии Мартыновского района в случае возникновения нештатной ситуации при проведении выборов депутатов законодательного собрания Ростовской области 09.09.2018 года на территории Мартыновского района
- Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Главы Администрации Мартыновского района Дехтярева В.Н.
Глава Администрации А.Н. Тесленко
Постановление вносит первый
заместитель главы Администрации
В. Н. Дехтярев
Приложение
к постановлению Администрации
Мартыновского района
от 27.08.2018 № 1164
Рекомендации
о порядке действий членов участковой избирательной комиссии Мартыновского района в случае возникновения нештатной ситуации при проведении выборов депутатов законодательного собрания Ростовской области 09.09.2018 года на территории Мартыновского района
- Общие положения.
В случае возникновения угрозы жизни, здоровью и безопасности участников избирательного процесса при проведении выборов главными задачами участковых избирательных комиссий являются: немедленное принятие мер по устранению возникшей угрозы, спасению жизни и здоровья людей и, затем, принятие всех, возможных в данной ситуации мер, направленных на скорейшее восстановление избирательных прав граждан. В частности, например, подобная ситуация может возникнуть в случае получения сообщения о заложенном в помещении для голосования, помещении участковой избирательной комиссии или здании, в котором она расположена взрывном устройстве; обнаружении на избирательном участке или в непосредственной близости к нему бесхозных вещей и подозрительных предметов; собственно, подрыве взрывного устройства в указанных зонах; при обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.); распылении токсичных веществ; нападении на избирательный участок и иных случаях, дающих основание предположить о наличии реальной угрозы жизни, здоровью и безопасности людей.
В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, ответственность за обеспечение пожарной, антитеррористической, санитарно-эпидемиологической безопасности зданий, сооружений, помещений и прилегающих к ним территорий, соответствующее обучение и инструктирование обслуживающего персонала в период подготовки и работы участковых избирательных комиссий несут руководители, иные уполномоченные должностные лица этих объектов. Персональную ответственность за обеспечение пожарной, антитеррористической, санитарно — эпидемиологической безопасности, соблюдение и поддержание соответствующего режима в помещениях, где находится участковая избирательная комиссия в день голосования и предшествующий ему день, также помещения для голосования, прилегающей к избирательному участку территории, выполнение установленных требований членами избирательной комиссии и лицами, привлеченными к работе в комиссии несут председатели соответствующих участковых избирательных комиссий.
Руководитель, иные должностные лица объекта, в котором размещена участковая избирательная комиссия, обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в том числе, путем принятия необходимых мер по обеспечению пожарной, антитеррористической, санитарно-эпидемиологической безопасности вышеуказанных объектов, выполнения обоснованных требований председателей участковых избирательных комиссий. Члены участковых избирательных комиссий и лица, привлеченные к работе в комиссиях, обязаны знать и соблюдать установленные требования по обеспечению безопасности, возложенные на них планом эвакуации обязанности. Руководитель объекта, где размещена участковая избирательная комиссия, вместе с председателем участковой избирательной комиссии обязаны:
а) контролировать выполнение всеми лицами требований пожарной, антитеррористической, санитарно-эпидемиологической безопасности;
б) инструктировать охрану объекта, где размещается участковая комиссия;
в) периодически проверять состояние пожарной, антитеррористической, санитарно- эпидемиологической безопасности, несение дежурства;
г) обеспечить содержание в исправном состоянии средств связи, средств пожаротушения, путей эвакуации, систем пожарной сигнализации и оповещения о пожаре.
- Организационные мероприятия по обеспечению безопасности для предотвращения возникновения угроз, эффективного оперативного реагирования участковой избирательной комиссии в подобных ситуациях должны быть проведены обязательные мероприятия по обеспечению безопасности:
2.1. На каждом избирательном участке заблаговременно, до начала его работы, приказом руководителя объекта должен быть установлен соответствующий режим, обеспечено выполнение установленных правил и требований по безопасности, предписаний органов государственного пожарного надзора, в том числе: проверена исправность наружного и внутреннего противопожарных водопроводов, осветительной и силовой сети, пожарной сигнализации, обеспечено наличие и исправность первичных средств пожаротушения; приведены в надлежащее состояние эвакуационные пути и ограждения (двери эвакуационных выходов должны свободно открываться по ходу движения из помещений); подготовлено аварийное освещение, электрические фонари или другие закрытые источники освещения на случай отключения электроэнергии).
2.2. Председатель участковой избирательной комиссии проводит инструктаж всех членов комиссии, лиц привлеченных к работе в комиссии, сотрудников полиции, находящихся на территории избирательного участка о действиях, предпринимаемых ими в случае возникновения нештатных ситуаций, противодействию возникающим угрозам, эвакуации избирательного участка.
2.3. Председатель участковой избирательной комиссии (назначенное им лицо) организует ежедневное проведение осмотров здания и помещений, где размещается участковая избирательная комиссия, перед их закрытием, обесточивает электроэнергию и все токосъемники, а также помещения для голосования, прилегающей к ним территории; основных и запасных входов-выходов в день голосования и предшествующий ему день (запасные выходы необходимо держать открытыми во время нахождения на участке людей, проходы не должны быть загромождены и заужены). Проведение осмотров территории и помещений осуществляется в целях: обнаружения бесхозных вещей, подозрительных предметов и лиц; недопущения проникновения посторонних лиц в прилегающие помещения, на территорию, к системам жизнеобеспечения; недопущения несанкционированного въезда автомобильного транспорта на территорию и стоянки автотранспорта вблизи стен зданий. К проведению осмотров привлекаются должностные лица объекта, где размещена участковая избирательная комиссия, сотрудники органов ОМВД России по Мартыновскому району и охраны.
2.4. Председатель участковой избирательной комиссии организует контролируемый въезд автотранспорта на прилегающую к помещениям избирательной комиссии территорию. Для недопущения бесконтрольного въезда автотранспорта на территорию организуется создание на путях въезда контрольно-пропускных пунктов (КПП), обслуживаемых охраной объекта, где размещена участковая избирательная комиссия, сотрудниками органов ОМВД России по Мартыновскому району. Подъездные пути к КПП рекомендуется оборудовать средствами принудительной остановки, в том числе с использованием большегрузного транспорта.
2.5. Председатель участковой избирательной комиссии организует взаимодействие с органами исполнительной власти и роспотребнадзора, по недопущению в день голосования торговли спиртными напитками с любым содержанием алкоголя и иными напитками в стеклянной таре, на территории, прилегающей к помещениям участковой избирательной комиссии.
2.6. Председатель участковой избирательной комиссии организует силами служб объекта, где размещена участковая избирательная комиссия уборку территории, прилегающей к избирательному участку и помещений, где размещается участковая избирательная комиссия, помещения для голосования. Уборка территории и помещений проводится с целью удаления мусора, бытовых отходов и своевременного обнаружения подозрительных предметов и бесхозных вещей. Урны и мусоросборные контейнеры могут быть использованы как объекты для закладки взрывных устройств, поэтому особое внимание необходимо обращать на их расстановку и заполненность, особенно в местах массового пребывания людей.
2.7. Председатель участковой избирательной комиссии осуществляет информационное обеспечение членов комиссии, лиц привлеченных к работе в комиссии в сфере безопасности. На рабочих местах указанных лиц должна быть размещена наглядная информация о порядке их действий при обнаружении бесхозных вещей и подозрительных предметов, при получении сообщений о готовящемся теракте, при проведении мероприятий по эвакуации людей и избирательной документации. В местах расположения телефонных аппаратов должна быть размещена информация о телефонах вышестоящей избирательной комиссии, ЕДДС (112),дежурной части ОМВД России по Мартыновскому району, ФСБ, МЧС, аварийно-спасательных и неотложных службах (скорой медицинской помощи, пожарной, аварийной газовой службы).
2.8. Председатель участковой избирательной комиссии совместно с подразделениями МЧС обеспечивает разработку и утверждение избирательной комиссией плана эвакуации людей и материальных ценностей при пожаре и других чрезвычайных ситуациях, в котором указаны пути эвакуации, эвакуационные и аварийные выходы, установлены правила поведения людей, порядок и последовательность действий в условиях чрезвычайной ситуации, назначает и организует дежурство ответственных лиц. План эвакуации выполняется в виде таблицы (N п/п, перечень и порядок действий, исполнитель). Также может оформляться в виде инструкций или памяток о действиях при возникновении угрозы жизни, здоровья и безопасности участников избирательного процесса. При этом необходимо:
2.8.1. Определить место (места) эвакуации (определить места сбора на территории избирательного участка, расположенные на безопасном расстоянии от периметра здания, в котором расположена участковая избирательная комиссия). При определении мест эвакуации следует учитывать рекомендуемые расстояния удаления и оцепления при обнаружении взрывного устройства или предмета, похожего на взрывное устройство: граната РГД-5 — не менее 50 метров, граната Ф1 — не менее 200 метров, тротиловая шашка массой 200 грамм — 45 метров, тротиловая шашка массой 400 грамм — 55 метров, пивная банка 0,33 литра — 60 метров, чемодан (кейс) — 230 метров, дорожный чемодан — 350 метров, автомобиль марки «Жигули» — 460 метров, автомобиль марки «Волга» — 580 метров, микроавтобус — 920 метров, грузовая машина (фургон) — 1240 метров.
2.8.2. Убедиться в наличии в помещении для голосования, помещении участковой избирательной комиссии плана эвакуации на случай пожара (справочно: Согласно Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03 (п. 16) в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников).
2.8.3. Предусмотреть способ оповещения об эвакуации (например, председатель избирательной комиссии громко объявляет участникам избирательного процесса о проведении эвакуации).
2.8.4. Установить порядок и последовательность действий членов участковой избирательной комиссии, лиц привлеченных к работе в комиссии по эвакуации людей и избирательной документации с избирательного участка, помещения для голосования (назначить лиц, ответственных за организацию эвакуации людей с определенных участков территории и из помещений, за организацию оцепления, его состав; состав эвакуируемых; порядок связи с местом сбора).
2.8.5. Установить перечень мероприятий по контролю за эвакуацией (проверке, все ли люди покинули помещения, вся ли избирательная документация была эвакуирована и др. — т.е. все ли действия по эвакуации были произведены надлежащим образом).
2.8.6. Установить меры по локализации и устранению возникших угроз (тушение пожара, отключение подачи газа, электричества, организацию оцепления и т.п.).
2.8.7. Организовать встречу и информирование прибывающих подразделений органов внутренних дел, пожарной службы, иных аварийно — спасательных и специальных служб. Примечание: планы эвакуации должны составлять, принимая во внимание особенности поведения людей при пожаре, объемно-планировочные решения здания (размеры и тип коммуникационных путей и т.п.), надежности путей эвакуации (например, в здании среди нескольких лестничных клеток, некоторые более надежны, так как постоянно эксплуатируются, всегда открыты). Следует также учитывать мощности людских потоков, сложившийся режим эксплуатации здания, активные и пассивные системы пожарной безопасности. Назначать исполнителей следует исходя из возможностей людей. Необходимо предусматривать дублирование. Под планом эвакуации должны быть подписи лиц, ознакомленных с ним. Без практической отработки и закрепления полученные инструкции и план эвакуации останутся неэффективными. Предлагается провести не менее одной практической тренировки по отработке инструкций и плана эвакуации (без выноса документации из помещений для голосования и участковой избирательной комиссии и вызова специальных служб).
- Основные требования пожарной, антитеррористической безопасности:
3.1. Члены участковой избирательной комиссии, привлекаемые к работе в комиссии лица, сотрудники полиции должны соблюдать осторожность, быть внимательными к избирателям и иным лицам, находящимся в помещении для голосования и помещениях избирательной комиссии. Необходимо обращать внимание на оставленные сумки, портфели, свертки, игрушки и другие бесхозные предметы, в которых могут находиться самодельные взрывные устройства. При обнаружении бесхозных вещей, подозрительных предметов категорически запрещается: касаться подозрительного предмета и перемещать его и другие предметы, находящиеся с ним в контакте; заливать жидкостями, засыпать грунтом или накрывать обнаруженный предмет тканевыми и другими материалами; пользоваться электро-, радиоаппаратурой, переговорными устройствами или рацией вблизи обнаруженного предмета; оказывать температурное, звуковое, световое, механическое воздействие на обнаруженный предмет. Заметив подозрительный предмет (сверток), члены участковой избирательной комиссии, привлекаемые к работе в комиссии лица не должны подходить близко к нему. В этом случае, они обязаны, предупредив стоящих рядом людей о возможной опасности и организовав его ограждение или охрану (исключив возможность случайным людям прикасаться к опасному предмету или пытаться обезвредить его) немедленно сообщить о находке сотрудникам полиции и председателю избирательной комиссии.
3.2. В день голосования председатель участковой избирательной комиссии организует дежурство членов участковой избирательной комиссии и постоянное наблюдение за урной для голосования. В целях безопасности избирателей в период голосования все занавески в кабинах для тайного голосования должны быть подняты над полом на 50 сантиметров, чтобы обеспечивался обзор нижней части кабины. В случае заноса и оставления в кабине для тайного голосования подозрительных предметов они сразу же обратят на себя внимание. В кабине для тайного голосования столы или подставки для отметок в бюллетенях должны быть полностью просматриваемыми, без крючков и выступающих предметов, не должны содержать полостей или мест, где могли быть оставлены какие-либо предметы.
3.3. Из здания, где размещается участковая избирательная комиссия, помещение для голосования, должно быть не менее двух эвакуационных выходов. Запрещается:
— устанавливать кабины для голосования, урны для бюллетеней и столы, устраивать временные торговые точки на путях эвакуации из помещений для голосования, помещений избирательной комиссии и здания, в котором они расположены;
— загромождать пути эвакуации, подступы к средствам пожаротушения и связи, устройствам отключения электроэнергии, а также закрывать двери запасных эвакуационных выходов во время проведения мероприятий, связанных с голосованием;
— устанавливать в кабинах для голосования или на их внутренних и внешних поверхностях выключатели и розетки;
— подвешивать светильники на электропроводах;
— устраивать и эксплуатировать временные электросети;
— проводить в помещениях избирательной комиссии огневые работы (сварочные, газорезательные и др.);
— пользоваться нестандартными электронагревательными приборами, а также эксплуатировать электроприборы заводского исполнения, не оборудованные терморегуляторами;
— устанавливать и использовать временные печи; — применять огнетушители ОХП-10;
— допускать заполнение помещений людьми сверх установленной нормы; — применение свечей и керосиновых ламп.
- Действия в случае угрозы жизни, здоровья и безопасности участников избирательного процесса.
4.1. В случае угрозы жизни, здоровья и безопасности участников избирательного процесса, действия членов комиссии, обслуживающего персонала, администрации объекта (здания), в котором размещена участковая избирательная комиссия, в первую очередь должны быть направлены на спасение жизни и здоровья людей, устранение возникшей угрозы, эвакуации людей.
4.2. Информация о возникновении угрозы жизни, здоровью и безопасности участников избирательного процесса должна быть немедленно доведена до сведения членов участковой избирательной комиссии, председателя вышестоящей избирательной комиссии. В соответствии с характером возникшей угрозы также немедленно должны быть извещены территориальные органы МВД, МЧС, ФСБ, аварийно-спасательные и неотложные службы (скорая медицинская помощь, пожарная, аварийные электро-газовая службы).
4.3. Безотлагательно участковая избирательная комиссия должна рассмотреть вопрос о приостановке процедуры голосования в помещении для голосования (в день голосования) и проведении эвакуации людей и избирательной документации. В случае принятия решения о приостановке процедуры голосования и эвакуации, указанные мероприятия реализуются незамедлительно. Решение об эвакуации может быть принято руководством территориальных органов МВД, МЧС или ФСБ. В таком случае, участковая избирательная комиссия должна принять решение о приостановке процедуры голосования (в день голосования) и приступить к эвакуации. Выполнение мероприятий по эвакуации обеспечивается совместными действиями членов участковой избирательной комиссии, привлеченных к работе в комиссии лиц, сотрудников территориальных органов МВД, охраны, должностных лиц и работников объекта, в котором расположена участковая избирательная комиссия. Эвакуация должна проводиться с использованием тех эвакуационных путей и выходов, которые в сложившейся ситуации считаются наиболее безопасными.
4.4. При обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.) необходимо:
— немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную службу;
— до прибытия пожарных подразделений принять меры по эвакуации людей, технологического оборудования, избирательной документации и материальных ценностей и тушения пожара.
4.5. Председатель участковой избирательной комиссии или другое уполномоченное им лицо на месте пожара обязаны:
— продублировать сообщение о возникновении пожара в пожарную службу;
— на основании принятого решения организовать совместно с дежурным и обслуживающим персоналом эвакуацию людей, технологического оборудования, избирательной документации и материальных ценностей, а также встречу прибывающих подразделений пожарной службы;
— проверить включение в работу автоматических систем противопожарной защиты (оповещение людей о пожаре, пожаротушения);
— при необходимости отключить электроэнергию;
— прекратить все работы в здании, кроме работ, связанных с ликвидацией пожара;
— удалить за пределы опасной зоны всех присутствующих людей, а также обслуживающий персонал, не участвующий в тушении пожара;
— осуществлять общее руководство по тушению пожара до прибытия подразделений пожарной службы, обеспечить соблюдение требований безопасности персоналом, принимающим участие в тушении пожара.
4.6. В случае поступления в участковую избирательную комиссию информации о заложенном взрывном устройстве, необходимо исходить из того, что подавляющее большинство таких угроз являются ложными, однако их нельзя игнорировать. Любое сообщение об обнаружении бесхозных вещей, подозрительных предметов или о минировании должно рассматриваться как реальная угроза жизни людей, находящихся на избирательном участке.
4.7. Члены участковой избирательной комиссии, привлекаемые к работе в комиссии лица, должны быть проинструктированы, чтобы в случае предупреждения о заложенном взрывном устройстве сохраняли спокойствие и самообладание. Важно задать лицу, сообщившему об опасности вопросы о месте расположения, внешнем виде, типе взрывного устройства, а также о мотивах диверсии. Можно задать простые вопросы: где, какой, как, зачем, кто, что, когда, сколько? Когда произойдет взрыв? Где спрятана бомба? Какая она, сколько в ней взрывчатки? Как она выглядит? Зачем ее подложили? Кто это сделал? Что ему нужно? Кто звонит? Каково его отношение к этому событию. В последующем расследовании инцидента будет иметь значение любая информация. Важно, чтобы лицо, принявшее сообщение об угрозе взрыва, впоследствии могло внятно ответить на вопросы о поле, возрасте, акценте звонившего. После того, как звонок был принят, трубку нельзя класть на телефон или каким-либо образом отключать телефон от линии или соединения (для целей последующего определения места, откуда был произведен звонок). В том случае, если оповещают о взрыве письменным сообщением — почтовым или подброшенным, тот, к кому оно попадет в руки, должен помнить о том, что это — вещественная улика. Необходимо немедленно поместить такое предупреждение в полиэтилен, чтобы не стереть отпечатки пальцев и другие важные следы.
4.8. В том случае, если угроза жизни, здоровья и безопасности участников избирательного процесса признана реальной и принято решение о приостановке процедуры голосования и проведении эвакуации:
4.8.1. Председатель избирательной комиссии или иное уполномоченное лицо:
— оповещает присутствующих в помещении для голосования (в день голосования) и помещении участковой избирательной комиссии лиц об эвакуации. Например, «Голосование приостановлено. Проводится эвакуация. Прошу всех экстренно покинуть здание. Прошу соблюдать порядок»;
— организует эвакуацию людей, технологического оборудования, избирательной документации, материальных ценностей;
— организует оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
— не допускает паники;
— организует локализацию опасных явлений — тушение пожара (при его возникновении) до прибытия подразделений пожарной охраны с соблюдением необходимых мер безопасности, отключение подачи газа, электричества, организацию оцепления и т.п.;
— организует встречу и информирование прибывающих подразделений органов внутренних дел, пожарной службы, иных аварийно — спасательных и специальных служб;
— контролирует выполнение обязанностей со стороны членов избирательной комиссии, привлеченных к работе в комиссии лиц.
4.8.2. Заместитель председателя участковой избирательной комиссии или иное уполномоченное лицо:
— в присутствии наблюдателей заклеивает (заранее приготовленными наклейками со своей подписью и печатью участковой избирательной комиссии) приемные щели урн для голосования, обеспечивает целостность пломб на избирательных урнах при эвакуации;
— вместе с другими членами участковой избирательной комиссии, под охраной сотрудников полиции эвакуирует технологическое оборудование (урны для голосования, комплексы обработки избирательных бюллетеней, комплексы электронного голосования, переносные урны, кабины для голосования и др.), избирательную документацию (избирательные бюллетени, открепительные удостоверения, реестр заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, список избирателей, ведомость выдачи членам участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса избирательных бюллетеней, информационные материалы и др.), материальные ценности из помещения для голосования, помещения избирательной комиссии и с прилегающей к нему территории на безопасное расстояние;
— в месте сбора организует охрану эвакуированного имущества и докладывает о выполнении эвакуации председателю избирательной комиссии и далее выполняет его указания.
4.8.3. Секретарь участковой избирательной комиссии или иное уполномоченное лицо:
— вместе с другими членами участковой избирательной комиссии, под охраной сотрудников полиции эвакуирует документацию, в том числе, бухгалтерскую участковой избирательной комиссии (печать участковой избирательной комиссии, делопроизводство по жалобам и обращениям граждан, ключи от несгораемых шкафов, в которых хранятся избирательные документы и т.п.) из помещения для голосования, помещения избирательной комиссии и с прилегающей к нему территории на безопасное расстояние;
— в месте сбора организует охрану эвакуированной документации и докладывает о выполнении эвакуации председателю избирательной комиссии и далее выполняет его указания.
4.8.4. Лица, ответственные за эвакуацию при получении сообщения об эвакуации обязаны:
— немедленно провести на закрепленных за ними участках территории и помещениях оповещение людей;
— обойти все закрепленные участки территории и помещения и убедиться, что все люди оповещены, приступили к эвакуации;
— организовать передвижение эвакуируемых людей по безопасным путям эвакуации к эвакуационным выходам и к месту сбора;
— стремиться не допустить паники и пресекать неорганизованность среди эвакуируемых лиц в период проведения эвакуации;
— в месте сбора провести регистрацию эвакуированных, организовать оказание помощи пострадавшим (в случае их наличия) и доложить о выполнении эвакуации председателю избирательной комиссии и далее выполнять его указания;
— при получении информации об окончании мероприятий по эвакуации оповестить об этом эвакуированных и обеспечить их организованное возвращение на свои места.
4.8.5. Лица, ответственные за выставление оцепления при получении сообщения об эвакуации обязаны:
— немедленно провести оповещение людей, участвующих в оцеплении, и убыть к месту выставления оцепления;
— расставить лиц, участвующих в оцеплении, для контроля периметра опасной зоны и по окончании выставления оцепления доложить председателю избирательной комиссии и далее действовать по его указанию;
— информировать прибывающих избирателей о возникшей на избирательном участке чрезвычайной ситуации и временном приостановлении процедуры голосования;
— при получении информации об окончании мероприятия по эвакуации, снять оцепление и организованно вернуться на свои места.
4.8.6. Лица, ответственные за информирование о возникновении угрозы жизни, здоровью и безопасности участников избирательного процесса при получении сообщения об эвакуации обязаны:
— немедленно довести указанную информацию до сведения председателя вышестоящей избирательной комиссии и в соответствии с характером возникшей угрозы также немедленно известить территориальные органы МВД, МЧС, ФСБ, аварийно — спасательные и неотложные службы;
— доложить о выполнении информирования председателю избирательной комиссии и далее выполнять его указания.
4.8.7. Лица, осуществляющие контроль процедуры эвакуации покидают помещение для голосования, помещения избирательной комиссии последними, убеждаются, что из указанных помещений эвакуированы все люди и все необходимое для бесперебойной работы комиссии технологическое оборудование, избирательная документация и материальные ценности, докладывают о выполнении контроля председателю избирательной комиссии и далее выполняют его указания.
4.8.8. Лица, ответственные за отключение от энерго- и газоснабжения при получении сообщения об эвакуации обязаны: связаться с председателем участковой избирательной комиссии и уточнить степень эвакуации, эвакуируемую зону; определить возможность отключения зданий в эвакуируемой зоне от энерго- и газоснабжения, доложить об этом председателю участковой избирательной комиссии и убыть к местам отключения; по команде председателя участковой избирательной комиссии отключить энерго- и газоснабжение, убыть в установленное место сбора и находиться на постоянной связи с председателем участковой избирательной комиссии; при окончании мероприятий по эвакуации по команде председателя участковой избирательной комиссии восстановить энерго- и газоснабжение и доложить об этом председателю участковой избирательной комиссии.
4.8.9. Члены избирательной комиссии, привлеченные к работе в избирательной комиссии лица, не участвующие в эвакуационных мероприятиях, при получении сообщения об эвакуации обязаны немедленно прекратить работу, передать сообщение в соседние помещения, отключить от электросети все электрооборудование, закрыть форточки, закрыть и опечатать, при необходимости, помещение и убыть в установленное место сбора.
Не позднее чем за 10 дней до дня голосования УИК на заседании комиссии принимает решение о распределении обязанностей среди членов УИК с правом решающего голоса при проведении эвакуации из помещения для голосования избирательного участка. В день проведения голосования необходимо обеспечить присутствие на рабочем месте представителя учреждения, организации, в здании которой расположено помещение для голосования избирательного участка, для обеспечения доступа во все помещения здания.